Паровоз – интересная зимняя снасть с совсем не рыболовным названием. Некоторые рыбаки, давая определение данному элементу оснащения говорят, что это небольшая цепочка из чертиков. И это самый распространенный вариант приманки. Но определение «паровоз», как снасти гораздо шире: это могут быть различные комбинации из нескольких приманок, которые соединены друг с другом в одной цепочке. Это может быть чертик и чертик, мормышка и чертик, мормышка вместе с мормышкой и прочие соединения. Но мы сегодня поговорим о более распространенных и универсальных вариантах соединений.
Уловистость паровозика кроется в гармоничной работе сразу нескольких приманок. Итак, определим несколько фактов уловистости из реальных наблюдений:
- Приманка воздействует на инстинкт рыбы по принципу «убегай – догоняй». Тем более что наклонности хищника и дух соперничества присутствуют даже у самой мирной рыбы.
- Паровоз дает возможность обловить сразу несколько водных горизонтов. Рыбаки считают, что в этом и заключается первоначальный замысел приманки и его истинное предназначение. В некоторых регионах рыбаки на одну нить нанизывают не две, а три и больше приманок. Их монтаж осуществляется на расстоянии от метра до полутора метров друг от друга. И смысл в таком монтаже определенно есть, особенно зная тот факт, что рыба может кормиться на разных глубинах.
- Следующий факт заключается в разнообразии, ведь на одной цепочке могут быть совмещены разные приманки, разных размеров и цветов. Так мы даем возможность рыбе выбрать ту приманку, какая ей самой нравится.
- Игра приманки. Итак, находясь в одной цепочке, во время игры приманки влияют на игру своего соседа и меняют собственную. И это очень важный факт, так как от игры будет зависеть и результат всей рыбалки.
Паровоз – это приманка, где все вышеперечисленные факторы, скорее всего, играют в единую игру. Правда, некоторые действуют сильнее, а другие чуть слабее.
Состав паровоза
Чертики
Самая любимая комбинация рыбаков – это чертик + чертик (Ч+Ч). На такую снасть отлично реагируют судак, плотва, окунь, лещ и окунь. И по количеству поклевок чертиковый паровоз превосходит всеми любимую безмотылку. Несмотря на то, что чертики отлично себя проявляют – способность зацепляться за лед у такого паровоза велика, даже скорее максимальная.
Условно паровозные снасти делятся на три категории по массе, расположению на леске и по приманкам:
- Верхняя приманка меньше по размеру и легче по массе, чем нижняя
- Верхняя и нижняя снасти могут быть одного размера
- Верхняя приманка тяжелее и больше в объеме, нежели нижняя
Мормышки и чертики
Классическое сочетание паровоза считается комбинация из чертика и мормышки (Ч+М). Конечно стоит отметить, что такое сочетание паровоза значительно уступает в количестве поклевок в сочетании Ч+Ч, но реализация поклевок Ч+М выше, так как процент зацепа за лед гораздо ниже. Мормышка предполагает в своей работе какую-либо подсаку. Иногда рыбаки запросто обходятся бисером – желтым, белым или черным. Если будете устанавливать несколько бисеринок – не забывайте о контрастности: сочетайте светлые и темные бисеринки. Еще один отличный вариант подсадки – использование микропористых резинок. Есть варианты подсадок пенопластовых шариков, кембриков и прочих аксессуаров.
Обманки в паровозе
В тандеме чертиков и обманок для рыбака открывается широкое экспериментальное поле. Можно собрать на крючке что-то напоминающее нахлыстовую нимфу или же просто насадить несколько бисеринок. Обманка как правило монтируется между бисером, поэтому она свободна в своей игре.
Итак, на леске монтируют несколько бисеринок разного цвета а между ними присоединяют крючок с обманкой жалом вниз. Такое положение жала очень важно, чтобы паровоз не цеплялся за лед. Бисер крепится до тех пор, пока он не перестанет быть подвижен – несколько раз пропуская его через леску.
Мормышки
Самый старый и не менее востребованный вариант монтажа паровоза – это мормышка + мормышка (М+М). несмотря на свою работоспособность, такой вариант все же уступает по эффективности в вариантах с монтажом чертиков. Но такой вариант снасти все же стоит держать при себе, ведь есть момент, когда чертики перестают работать, поэтому на помощь приходят мормышки.
Вариантов создания рыболовного паровоза много: это может быть сочетание с грузиками, козами, ведьмами и прочими примаками.
Недостатки приманки
Естественно, что в рыбалке вы никогда не найдете идеальную приманку или снасть в целом. И паровоз не исключение. Например, самое неприятное – это зацепы за лед верхней снасть. Но есть некоторые секреты, как решить данную проблему:
- Сократить количество крючков. Для этого достаточно вместо чертика сверху установить мормышку.
- Аккуратно заводить рыбу в лунку. Правда этот способ будет актуален в работе только по небольшому слою льда. Это значит, что мы можем наблюдать за приманкой и ее контролировать.
- Приманку сверху иногда можно заменять просто крючков, надев на него несколько бисерин или посадить мушку. Это еще один вариант обманки.