За зимним окунем на белорусские озера

Рыбалка

Вся наша мужская компания, после нескольких сезонов на Днепре, такой рыбалкой пресытилась. Надо было найти для себя новый водоем на зиму. Ловля на дорожку на Днепровских просторах надоела изрядно, да и рыба ловилась не особо крупная. Решили мы шутки ради прокатиться по озерам Беларуси. Поскольку мы в рыбалке профессионалы, то к этому делу относимся довольно серьезно. Обратились к белорусским экспертам в области зимней рыбалке. Они посоветовали начать ловлю окуня на балансиры, поскольку вертикалку со впаянными крючками освоить сложнее. Взяли мы с товарищем для начала по пятисантиметровой Рапале с синей спинкой и оранжевым брюшком. Первый же опыт нас впечатлил! Не зря балансиры так популярны у белорусских рыболовов. Сезон решили открыть на озере Неспиш в Браславском районе под руководством опытного гида из местных. Он рассказал нам, что каких-нибудь 15–20 лет назад ловил на этом водоеме горбачей граммов до восьмисот.

Окуня мы нашли почти сразу. «Спортивного» размера. Поразительно: на полутораметровой глубине окунь атаковал приманку с завидным бесстрашием и с жадностью. С трудом удавалось освободить балансир от трофея и отпустить его (трофей конечно) восвояси…

Между прочим, всегда пытался понять причину гордости «спортсмена», идущего с полиэтиленовым пакетиком со сплющенными десятками полосатых мальков на процедуру взвешивания. Порочна система подсчета баллов на соревнованиях. Минимальный размер окуня или плотвы должен быть ограничен хотя бы сотней граммов.

Сам этот мормышечный спорт убог по сути своей. У меня сотни знакомых рыболовов из России и Беларуси, и ни одного из них, мечтающего поехать с леской диаметром 0,06 мм за 5-10 граммовыми мальками, и изучающего литературу с инструкциями, как оных изловить. И в то же время, я знаю многих отказавшихся от мормышки в пользу балансира и блесны, т. е. в пользу более достойных трофеев. К тому же не надо пачкать руки мотылем, опарышем и прочим червем.

Отрицательное отношение к мормышечникам продиктовано еще и тем фактом, что если в компанию людей, ловящих на блесну и балансир, врываются мормышичники, то через несколько минут окунь перестает брать на «железо». Причем об этике у этого типа зимников представление своеобразное. Они так и норовят «пробуриться» как можно ближе к ящикам наиболее удачливых рыболовов. Один-два метра для них норма. Хотя этим иногда грешат и горе-блеснильщики.

Вспоминается, причем с удовольствием, одна из наших поездок на Вилейское водохранилище. На глубине местные ловили на вертикалку неплохого (от одного до полутора кг) судака. Наши же пятисантиметровые Рапалки, составляющие весь наш балансирный арсенал, на такой глубине явно не работали.

Было решено, по наводке местных, переехать на одно небольшое лесное озеро, где, по слухам, обитают окуни-монстры до двух килограмолв весом. Протопав по лесной тропе километра три от дороги, мы вышли на огромное болото, посреди которого угадывался мифический водоем. Окуня оказалось навалом. Балансиры работали превосходно, да вот размер добычи – «спортивный». Обидно…

Переночевав в Браславе, решаем двинуться на озеро Богинское. Увидев группу из двух десятков рыболовов, мы подошли к ним. Времени было часов 12, и рыбаки сказали, что окунь только что перестал клевать. Ходили мы вокруг них, ходили… Сверлили лунку за лункой – ничего. И вдруг у товарища в одной из лунок – один окушок, другой… Я на правах друга попросил разрешения пробуриться рядом. Леха – человек нежадный – и я устроился в двух метрах от него. И тут началось! Видимо под нами собрался окунь со всей округи. Игры не требовалось. Иногда на балансир цеплялось по две рыбы. Остальные рыболовы в отчаянии сверлили лунку за лункой, меняли блесну за блесной – все тщетно.

Даже спустя год с удовольствием вспоминаем наш с Алексеем триумф: растущие кучи окуней от 150 до 600 граммов и беспомощность конкурентов.

Иногда в мой микроавтобус набивается компания до десяти человек. Чтобы внести дополнительный азарт в рыбалку, мы скидываемся понемногу. Эти деньги получает победитель. Если это не я (водитель), то призовой фонд на обратном пути употребляется всей компанией. Приехали мы в прошлом сезоне в деревню Должа в Витебской области. Несколько рыбалок подряд мы ловили там среднего окушка. Посмотрели, что народ полавливает на мормышку окуней поштучно. Я решил, что ловить на этой точке и в прямом, и в переносном смысле нечего, и пошел в конец озера. По пути делая контрольные бурения. И в конце озера мужики сидели на лунках, изредка вытаскивают средних окуньков. Ловили на балансиры с красным кембриком на подвесном тройнике. Один местный сказал мне, что на этом месте два дня подряд клевало вечером. И точно: в 16.30 народ зашевелился. Начало клевать и на моего 85-го Нильса (Jigger2 85). Замела поземка, и чем сильнее мело, тем сильнее клевало.

К шести часам руки у меня задубели, к тому же смеркалось, да и рыбу класть было уже некуда. Забив битком свой немаленький ящик, остальную рыбу в двух пакетах пристегнул резинкой к крышке и впрягся в лямку. К машине пришел в полной темноте. Остальные члены экипажа сидели с подветренной стороны автомобиля с кислыми минами. Максимальный улов не превышал трех кило. Количество моей добычи привело всех в состояние шока. Забирая призовой фонд, я назидательно изрек: «Окуня ловят ногами и коловоротом». Вот такие впечатления остались у меня от рыбалки на белорусских озерах.